Т

Три года назад в нашей Клинике прошел курс лечения мальчик с ДЦП. Наблюдалась явная положительная динамика (мальчик даже научился бегать, и со стороны казался совершенно здоровым), родители остались довольны результатами, и счастливая семья благополучно отбыла в свой родной город.

К сожалению, эта история имеет продолжение. В этом году нам вновь довелось увидеть этого ребенка, уже превратившегося в подростка. Его тело «скрючилось», и даже самые простые движения давались ему с трудом.

Выяснилось, что после лечения родители успокоились и занялись не ребенком, а каждый – своей собственной личной жизнью. Разумеется, они «заботились» о сыне. Они купили хороший компьютер, за которым мальчик просиживал часами.

После развода родителей отец, отправляясь в дальние автомобильные поездки, регулярно брал сына с собой, напрочь забыв о том, что ребенку это было категорически противопоказано.

Зато он создавал для себя и окружающих иллюзию, что делает для сына все возможное. А состояние мальчика становилось все уже и хуже…

Чтобы избежать подобной ситуации, следует четко понимать, что лечение методом Фитолазерофорез является не полноценным лечением ДЦП, а лишь неотъемлемой частью комплексного лечения. Результатом нашего лечения является устранение мышечных спазмов и контрактур, развитие двигательных навыков.

После прохождения лечения в Клинике нужно продолжать закреплять и развивать результаты в виде систематически проводимого массажа и лечебной физкультуры. Если прекратить постоянные занятия с ребенком до момента прекращения его физического роста, двигательные нарушения могут вернуться, поскольку спазмированные мышцы и связки укорочены и могут сдерживать рост ребенка.

Когда ребенок достигнет размеров взрослого (примерно к совершеннолетию), то он уже практически не будет отличаться от здоровых сверстников. Ему останется лишь правильно питаться и вести активный образ жизни.

Работа с ребенком

Технике массажа теоретически мы научить вас не можем: для этого нужны практические занятия. А вот комплекс лечебной гимнастики любой родитель может без труда освоить и заниматься со своим ребенком дома. Для того чтобы руки были теплыми, по мере необходимости следует растирать ладони или пользоваться грелкой.

Владимир Георгиевич Купеев

Большая работа с ребенком ложится, в первую очередь, на плечи родителей. Ребенка нужно научить выполнять все доступные движения и поддерживать их, постепенно отвоевывая у болезни все новые и новые движения, приспосабливая ребенка к своему телу и окружающему миру. Для этого родителям следует обучиться технике массажа и лечебной гимнастике, чтобы заниматься с ребенком ежедневно.

Выполнять упражнения с ребенком нужно в определенной последовательности:

  • 1. Стоя лицом к изголовью лежащего на спине ребенка, положить на его голову раздвинутые пальцы обеих рук так, чтобы сонная артерия проходила между указательным и средним пальцами, 5 раз произвести легкие нажатия подушечками пальцев.
  • 2. Положить голову ребенка на свою левую ладонь и подушечками ее пальцев легкими движениями произвести растирания от основания черепа к затылку. Далее меняем ладони. Повторить 4 – 6 раз.
  • 3. Положить свою левую ладонь на лоб ребенка, кулак правой руки подложить под его шею. Легко массировать кулаком от основания черепа к затылку – 5 раз.
  • 4. Ухватить все пальцы ног правой стопы ребенка и вращать их по 5 раз поочередно по часовой стрелке и против нее. Аналогично сделать массаж пальцев ног левой стопы.
  • 5. Одной рукой держать ребенка за пятку, другой – разминать пальцы ног по 7 раз на каждой стопе движением «от себя – к себе».
  • 6. Левой рукой обхватить и раскрыть стопу ноги, а кулаком правой – по 10 раз натирать ее снизу вверх. Аналогично – с другой ногой.
  • 7. Костяшкой фаланги большого пальца руки слегка постукивать вокруг лодыжки ребенка – приблизительно от 1 до 3 минут в зависимости от возраста ребенка.
  • 8. Одной рукой держать пятку ребенка, другой – вращать стопу попеременно в обе стороны – приблизительно от 1 до 3 минут в зависимости от возраста ребенка.
  • 9. Одной рукой держать стопу ребенка, другой – разгибать и сгибать в колене – каждую ногу по 10 раз.
  • 10. Ухватить все пальцы правой руки ребенка и вращать их по 5 раз поочередно по часовой стрелке и против нее. Аналогично сделать массаж пальцев левой руки.
  • 11. Около 1 минуты помассировать биологически активные точки, которые располагаются: 1) между большим и указательным пальцами; 2) примерно на 1 см выше локтя (более точно местонахождение этих точек вам укажут специалисты).
  • 12. Левой рукой по направлению от грудины к плечу натирать правую подключичную впадину, одновременно правой рукой – левую (по 5 – 7 раз).
  • 13. Левую руку положить ребенку на лоб, а пальцы правой руки – на область солнечного сплетения. Не перемещая пальцы по коже ребенка, делать сокращательные движения кисти своей руки, чтобы сдвигалась кожа ребенка в области сплетения (1 – 3 минуты).
  • 14. Переместить пальцы правой руки на живот ребенка и выполнять упражнение аналогично предыдущему. Важно, чтобы движения кожи живота происходили попеременно и по часовой стрелке, и против нее.
  • 15. Правую руку положить на левое плечо ребенка, левую руку – на большой палец правой ноги. Держать руки в таком положении около 2 минут. Затем симметрично повторить то же самое.
  • 16. Левой рукой взять правое запястье ребенка, правую руку приложить к левому бедру. Держать руки в таком положении около 2 минут. Затем симметрично повторить то же самое.
  • 17. Легкие пощипывания ног и рук (от 1 до 5 минут).
  • 18. Взять ребенка за лодыжки и выполнять упражнение «Ножницы» (10 раз).
  • 19. Взять ребенка за стопы и выполнять упражнение «Велосипед» (от 1 до 3 минут).
  • 20. Взять ребенка за колени согнутых ног и делать их наклоны поочередно в обе стороны (от 1 до 3 минут).
  • 21. Круговые движения согнутых ног в бедренных суставах (по 10 раз в обе стороны).
  • 22. Скольжение стопой по внутренней поверхности ноги (по 10 раз на каждую ногу).
  • 23. Круговые поглаживания одновременно обеих рук (от плеча к кисти), затем ног (от бедра к стопе) – около 2 минут на каждую конечность.
  • 24. Подъем и опускание прямых ног (поочередно по 10 раз).
  • 25. Сгибание рук в локтях (одновременно 10 раз).
  • 26. Попеременное сведение и разведение рук (чередование левой и правой) на уровне груди (до 20 раз).
  • 27. Поднятие рук за головой и опускание вдоль тела, вверх-вниз по 10 раз.
  • 28. Одновременное сложение и разведение рук на уровне груди и в разные стороны (до 20 раз).
  • 29. Перевернуть ребенка на живот. Левую руку положить между лопатками ребенка, а правой рукой «покачивать» копчик (не перемещая пальцы по коже ребенка, делать сокращательные движения кисти своей руки, чтобы сдвигалась кожа ребенка в области копчика) 1 – 3 минуты. То же самое повторить с поясничным отделом.
  • 30. Перевернуть ребенка на спину и выполнять поглаживание груди ребенка в области сердца круговыми движениями по часовой стрелке (1 – 3 минуты).
  • 31. Девять раз легкими движениями рук провести от затылка до больших пальцев ног, каждый раз резко встряхивая свои руки. А на десятый раз вместо встряхивания слегка сжать пальцы ног ребенка. Так производится очищение от лишней, ненужной энергии, которую мы дали ребенку в процессе проведения комплекса упражнений.